Архив новостей

4 июля 2017 года
У Валерия Смирнова опять День Рождения!

Сегодня.  а именно 4 июля, Валерий Смирнов стал еще на один год старше и мудрее. Поздравляем нашего любимого автора и желаем ему быстрее  достичь той степени старости, когда можно забыть об одном обещании одной женщине, и той степени мудрости, когда понимаешь, что огромному количеству читателей нужно огромное множество твоих новых книг.



2 июля 2017 года
ВСЕ О ЛЮБВИ

У нашего постоянного автора Ахмадшаха вышла новая книга - "Любовь земная и космическая"  Поздравляем и желаем новых мудрых и интересных  произведений!



4 июля 2016 года
ЮБИЛЕЙ ВАЛЕРИЯ СМИРНОВА!

4 июля все одесское человечество отмечало юбилей Валерия Смирнова. В западном полушарии отмечали День Независимости, по странной случайности совпавшим с этой великой датой. Наше издательство поздравляет любимого и знеменитого автора и желает здоровья и творческого долголетия (которое, судя по задумкам и проектам, ему просто необходимо). Отдельное пожелание: перестать давать (и главное, выполнять) необдуманные обещания женщинам, из-за чего страдают невинные читатели. Поэтому надеемся, что к следующей юбилейной дате запланированная подборка произведений Валерия Смирнова все-таки увидит свет.

ПОЗДРАВЛЯЕМ!



3 марта 2016 года
ЮБИЛЕЙНОГО ИЗДАНИЯ КНИГ ВАЛЕРИЯ СМИРНОВА НЕ БУДЕТ

Наше издательство с большим прискорбием сообщает, что выдающийся писатель Валерий Смирнов, юбилей которого в этом году будет отмечать все прогрессивное не только одесское человечество, отказался от издания ранее запланированных книг. Напоминаем, к юбилею готовилась к выпуску большая подборка произведений, охватывающая все грани таланта писателя: охота, рыболовство, детективы, история, языковедение и т.д. Предполагалось переиздание наиболее полюбившихся произведений, давно ставших библиографической редкостью, таких как «Коготь дьявола», так и выпуск новых, ранее никогда не издававшихся книг.

Однако, Валерий Смирнов не так давно отправил нам письмо, в котором официально отказался от этого проекта, мотивировав свое решение тем, что дал слово женщине http://profe-12.livejournal.com/524790.html.

 

Наши резонные замечания, что обещать женщине - еще не значит жениться и не стоит создавать прецедент с далеко идущими последствиями, автор оставил без внимания. А если серьезно, то вряд ли Смирнов изменит свое решение, потому его вышедшая зимой книга «Одесско-русский словарь» будет последней изданной в этом году.



23 июля 2015 года
ДАВАЙТЕ ПОСПОРИМ?

Недавно у всех поклонников творчества Валерия Смирнова случился небольшой праздник: после длительного молчания автор снова появился в своем Живом Журнале. Как выяснилось, молчание не сократило число читателей – на первые два выхода Смирнов попал в ТОП-25. Кроме радости от возвращения, многих интересовала причина его неожиданного исчезновения из интернета. Получив официальное разрешение,  раскрываю эту тайну.

Как всякий настоящий рыболов и охотник, Смирнов страстный спорщик. Похоже, он вообще сделал из споров нечто вроде профессии. Кстати, писателем он тоже стал на спор. Вполне вероятно, что и родился он тоже на спор, но достоверных данных об этом  у меня нет. А вот то, что в свое время он поспорил, что за год сделает «Блэк Джек» - выпустит 21 новую книгу, знаю точно. Поэтому и исчез с мониторов, вернувшись к писательской деятельности. Скажу сразу, пари он выиграл, хотя сложностей было больше, чем надо. В том числе, у меня. Потому что все им написанное нужно было еще и издать.

Дело в том, что не все,  что Смирнов пишет, можно издавать, особенно сейчас. Это все-таки не виртуальная реальность, а книги, их люди читают, причем всякие (это я про людей). Поэтому я сразу Смирнова предупредил: прошу, никаких писаний на историко-литературные темы. Хватит твоего «Крошки Цахеса Бабеля», после которого записали в антисемиты, в осквернители самого святого и т.д. Больше всех кричали, естественно, те, кто ни «Крошки…», ни самого Бабеля никогда не читали, но все равно, осадок остался. Хорошо еще, что это давно было, теперь бы точно в сепаратисты определили. Так что пиши, говорю, про рыбалку. Написал, действительно, про рыбалку, с легким детективным сюжетом. Если бы это издали, точно получили бы через год две награды – орден Майдана здесь и волчий билет в России. Короче, спор Смирнов выиграл – получилось даже не 21, а, на всякий случай, 24 книги. О том, как все это происходило, рассказывалось не только на сайте нашего издательства.

На этом Валерий не успокоился. Как-то во время беседы говорит мне, спорим, за один день книгу напишу? Я с ним не спорю, себе дороже. Потому что знаю: на самом деле под видом спора Смирнов ставит перед собой очередную невыполнимую никем другим задачу. Потому и обязан решить ее во что бы то ни стало, а для этого  создает совершенно новые технологии достижения успеха. Причем, там, где ничего нового придумать вроде бы просто невозможно. Вчера предлагаю ему: как ты смотришь на выпуск серии «Весь Смирнов?». Он мне отвечает: смотрю широко раскрытыми глазами. Давай лучше так: спорим, сделаю за год сто книжек? Спорить не стал, но готов сам заключить пари. Ставлю миллион долларов, что Смирнову это удастся. Может, кто из читателей захочет поспорить?

 

               А. Плакида, генеральный директор издательства «Полиграф».



22 июня 2015 года
К юбилею одесского классика

К юбилею классика родной литературы Валерия Смирнова наше издательство 
готовит ретроспективу его книг. Первыми будут переизданы детективные 
романы. В обложках, стилизованных в полном соответствии традициям 
книгоиздания начала девяностых, когда детективы В.Смирнова издавались 
впервые. Из новинок планируем издать пятый том его саги «Легенды 
Одессы». В случае договоренности с правообладателем, выпустим 
подарочный иллюстрированный фолиант, где будут объединены все 13 книг 
Валерия Смирнова об охоте.



19 апреля 2015 года
Новые портреты старой Одессы

Во «Всемирном клубе одесситов» состоялась презентация новой книги нашего издательства - «Одесса. Портреты улиц» В.Нетребского и В.Шерстобитова.

Присутствующие впервые увидели подарочный вариант известной серии «Прогулки по старой Одессе», которая ранее выходила в свет отдельными книжечками карманного формата.

Настоящее издание включает ВСЕ наиболее интересные рассказы знаменитых экскурсоводов и краеведов об улицах, площадях, переулках нашего города, а, главное, - о живших там людях, которые принесли Одессе всемирную славу Южной столицы. Книга построена энциклопедически – от А до Я, и содержит массу интересных сведений. При этом, она написана живым и ироничным языком, и читается не как справочник, а захватывающий авантюрный роман. Атмосфера старой Одессы воссоздается тщательно отобранным обширным иллюстративным материалом: старинными фотографиями города, рисунками.

Издательство «Полиграф» еще раз подтвердило свое кредо: книги об Одессе и по содержанию и по оформлению должны соответствовать славе нашего города.

Книга вышла благодаря содействию мецената Сергея Рафаиловича Гриневецкого, которому авторы и издательство выражают искреннюю благодарность.

https://www.facebook.com/media/set/?set=a.1081409498554343.1073741943.480523985309567&type=1

 

 

Подробнее...


18 марта 2015 года
НЕ ВСЕ КОШКИ НОЧЬЮ СЕРЫ

Специально не подсчитывал, но, полагаю, что не менее половины детективов в той или иной степени связаны с темой коллекционирования или музейной деятельностью. Что в принципе, почти одно и то же. «Коллекционные» мотивы встречаем еще в детективах Эдгара По, и у сэра Артура Конан Дойла, и у Агаты Кристи, и у всей прочей солидной компании классиков жанра. На правах скромного автора, не чуждого любительских занятий в данном литературном жанре, позволю себе заметить, что, обращаясь к теме коллекционирования, творцы детективов играют в, своего рода, беспроигрышную лотерею. Детектив и его отдельные компоненты будут востребованы всегда, а «коллекционная» тема органично вписывается в любой, более-менее замысловатый детективный сюжет.

Рассудите: что более всего может волновать любителя детективов в наши дни? Как по мне, так для успеха требуются, как минимум, пяток «ингредиентов» в одном «стакане»: борьба за жизнь симпатичного героя с попутным истреблением его недругов – плохих парней. Моральная поддержка хороших парней или девушек, стремление к благополучию (нередко рельефно выраженное как раз в теме коллекционирования – В.К.), пылкая любовь и страсть, разгадка какой-нибудь страшной тайны, подчас исторической, и вечная людская тяга к прекрасному.

Замечу, не претендуя на «открытие Америки»: где-то на втором плане в крепком детективе желательны и прочие составляющие, вроде заковыристой интриги, малоизвестных сторон жизни криминального мира, или деталей стола, накрытого для вкусного обеда. Автору желательно также наделить главного героя запоминающимися чертами: то ли игрой на скрипке и курением трубки, что практиковал Шерлок Холмс, то ли склонностью к разведению орхидей, как это успешно делал Ниро Вульф.

«Коктейль» из этих «напитков», как по мне – высший пилотаж автора любого детективного романа. Пространными рассуждениями на сей счет делюсь не «от фонаря». На них навела книга, которую получил в подарок еще в начале прошлого года. Детектив «Ночь в музее», вышедший из-под его пера известного в Одессе и за ее пределами писателя, вполне удался Валерию Павловичу – все составляющие в нужных пропорциях на своих местах. Разве что за любовь в книге можно было сказать смачнее, но ведь это только говорят, что этому самому чувству покорны все возрасты. «Ныне поседелый» Смирнов надежный хранитель святых семейных ценностей (его супруга Наталья не даст в этом соврать – В.К.), а семейная жизнь предполагает, прежде всего, взаимоуважение, невольно притупляя более пылкие чувства.

Быть может, рельефней можно было обрисовать на страницах людскую тягу к прекрасному. Смирнов, конечно, по жизни прекрасное в искусстве понимает и ценит – но по своей природе он не стопроцентный эстет, коих мы привыкли в последнее время видеть на самых высоких постах и трибунах, включая Верховную Раду. Некоторые активные депутаты – особенно, эстеты радикального направления, вообще могли бы успешно работать модельерами. Пожалуй, довольно, тем более, что творчество Смирнова здесь не причем политических детективов он пока еще не публиковал.

Выискивать «тараканчиков» в творчестве столь маститого автора, как Валерий Смирнов – дело не благодарное. «Ночь в музее», если кто не в курсе, отнюдь не является его дебютом в детективном жанре. Можно вспомнить хотя бы «Тень берсерка», которую, если не ошибаюсь, переиздавали трижды. А что до «Ночи в музее», то ее сильные стороны совершенно бесспорны. От прочтения иных эпизодов «Ночи в музее» временами мурашки пробегают по коже – элементы мистики и дух таинственности лишними в хорошем детективе не бывают. Особенно, при наличии «стрелялок» и относительно умеренном количестве погонь, что ни говори, также обязательных элементов детектива. Говоря образно, читатель легко осознает, что далеко не все кошки ночью серы, тем более, если эта самая ночь музейная.

Намеревался позвонить Валере давно, и поздравить с очевидным успехом, но сразу не сложилось – мешали недуги – то мои, то его. Затем знакомый был в отъезде, с понтом путешественник Миклухо-Маклай в Полинезии, или крупный делавар в Германии и в Штатах. Телефонные респекты состоялись уже в этом году, а с ними пришла и благая весть. Если без подробностей, то в обозримом будущем мы получим возможность прочитать очередные вещицы Валерия Павловича. Но об этом в следующий раз…

Не раскрывая содержания «Ночи в музее», которую непременно надо читать, замечу, что очень похоже на то, что коллекционирование у Валерия Павловича в крови он проникает в самые тайные закутки психологии коллекционера. Не исключаю, что далекие предки Смирнова, где-нибудь в тысячном поколении, собираясь у костра и закусывая розовой свежатиной только что браконьерски забитого камнями мамонта, не без хвастовства демонстрировали друг другу первые в истории человечества коллекции вроде систематизированных наборов ракушек, цветных камушков, и, быть может, бус из клыков убиенных вепрей и прочих «позорных волков».

Предполагаю, что последнее словосочетание может породить вопросы. Речь, понятно, веду не об отважной украинской милиции, которая из последних сил борется с коррупцией и клятыми сепаратистами, и которой во времена троглодитов и прочих неандертальцев, к сожалению, не было и в помине. Но лучше держаться ближе к теме. Содержания романа раскрывать не буду – читайте сами, ежели, конечно, вам подфартит найти бестселлер в продаже. Попробуйте. Как говаривал когда-то авторитетный и резонный человек при круглых очках, «попытка – не пытка».

Здесь хотел было поставить в заметках точку, но передумал: решил до поры повременить. Убежден: тема коллекционирования особенно близка Смирнову, по разным причинам. Наверняка знаю, что Валера знаком с известными одесскими собирателями лично; ему доверяют и, случается, делятся сокровенным даже те, кого не удавалось «разговорить» самым изощренным акулам пера. Мне по душе его подходы к обрисовке образа одесского коллекционера. В одном из его романов тип героя по прозвищу «Антиквар» - некий абстрактный субъект, беспомощный, старый и больной с желтоватым лицом. Вроде как персонаж известной картины «Филателист». У Валеры – коллекционер – человек «с головой на плечах», сведущий, энергичный и предприимчивый, цепкий. То есть, тот, каким одесский коллекционер является на самом деле.

Смирнову отменно знакомы истории самых дерзких одесских преступлений, связанных с этой сферой, различные интерпретации которых присутствуют и на книжных страницах. Попутно замечу, что коллекционная тема квартирует и в других его книгах, разве что помимо тех, что за рыбалку и охоту. Мастерски она обыграна в его лучшем, на мой взгляд, его романе «Гроб из Одессы», успешно заимствованного людьми, которым стыдно бывает разве что по большим праздникам. Не ведаю, чем закончилась та история, не мое благородное дело. Скорее всего, Валерию Павловичу «простили» долг перед ним. Было бы иначе, изредка посещал бы его не близко к Молдаванке, а где-нибудь в Ницце, или, в крайнем случае, в Монте-Карло.

В книге обращает на себя широкий подход к выбору материальной составляющей коллекционной темы. В детективах Смирнова, вообще нет зацикленности на каком-то одном направлении детективного поиска, как например, у Конан Дойла. Знаменитый сэр явно питал слабость к драгоценным каменьям. То, его главный герой показательно и артистически лупит неизвестно чем по затылку гипсовый бюст Наполеона, в поисках зловещей жемчужины рода Борджиа, которую логичнее было бы навеки потерять. То с присущим ему блеском раскрывает тайну похищения голубого карбункула, то расследует историю с обнаружением осыпанной брильянтами короной английских королей. Или, на худой конец, преследует двух опаленных знойным каторжным солнцем злыдней, из которых один – лузер-англичанин, а другой больше походит на представителя одной известной «титульной» нации. Оба сгоряча разбросали немыслимый набор самоцветов по дну Темзы.

В творениях Валерия Павловича все иначе. Объекты, вовлеченные в им же придуманный и тонко исполненный детективный водоворот, всегда различны и своеобразны – здесь и уникальная «ювелирка» превосходящая стандарты «фирмача» Фаберже, и скульптура вкупе с фарфором, и картины старых мастеров и монеты, и редкие марки… Естественно, за подборку современных этикеток или любительскую коллекцию ракушек, никто никого не убивал, по крайней мере до сих пор… А в самом «пиковом» случае главная ценность может быть связана сюжетом с какой-либо значимой исторической тайной, требующей решения, вроде как в нашумевшем, но уже слегка подзабытом «Коде да Винчи» журналиста Дэна Брауна. Но Браун, по моему незрелому мнению, отнюдь не эталон; мне много больше нравится Смирнов. Да и тему исторической тайны сегодня читатели воспринимают с долей скепсиса. Историю, как и прочие общественные науки, прочно оседлала политика, превратив их в своего рода девок общественного пользования.

Как всегда в смирновских книгах привлекательно звучат одесские мотивы. «Ночь в музее» не исключение, в ней не обходятся без упоминаниях о «панамах» по-одесски. Для приезжих: речь веду не о тех панамах, что были в моде лет восемьдесят тому назад и одна из которая воспета в музыкальной саге о драке в пивной, открытой на Дерибасовской. Помните, как некто отошел от эпицентра конфликта «надвинув белую панаму». Панама по-одесски – это не просто мансы, а большая афера, развод на реальные бабки. Примеров по жизни могу привести великое множество. То же строительство метрополитена в Одессе. Только на моей памяти деньги на сей проект в городе с предприятий и организаций собирали, по меньшей мере, четырежды. И где то метро? Полагаю, на собранные в разные времена деньги можно было бы построить не только подземку, но и еще один панамский канал в придачу.

В заключение еще крохотная деталь. Смирнов и в новой книге верен себе – в какой-то степени остается «приколистом». «Приколы» надо сказать, час от часу, становятся все оригинальнее. Не вдаваясь в детали, замечу: своеобразно выглядит уже обложка книги, на которой запечатлены известные каждому античные «Три грации», как считают спецы, именующие себя историками, римская копия с греческого оригинала. «Перчинка» сокрыта в том, что центральное место в скульптурной композиции на обложке занимает не холодная и бесчувственная мраморная дама, прекрасная как та «древняя гречанка», а самая, что ни на есть теплокровная, возможно, одесская натура, Имеющая, как я подозреваю, самое непосредственное отношение к сюжету романа Смирнова. 

ВАЛЕНТИН КОНСТАНТИНОВ

Подробнее...


18 марта 2015 года
МОМЕНТЫ ИСТИНЫ ВАЛЕРИЯ СМИРНОВА

 

    По Одессе больше года назад стали ходить очередные слухи по поводу Валерия Павловича Смирнова. Куда он пропал? Вот что значит социальные сети, где он внезапно появился пару лет назад. А потом так же внезапно из них исчез. Большое дело, Валерия Павловича 20 лет в Одессе почти никто не видел. В девяностые многие говорили, что он эмигрировал. А то и вовсе помер. Тем более, что об этом  тогда тяжело вздохнуло «Книжное обозрение».

Описание: КОРОНАМожет быть потому в прошлом году вышла новая книжка Валерия Смирнова с таким символическим названием. И не только эта книга.

Все объясняется просто.

Самый известный и как рыбак, и как охотник, и как писатель Одессы В.П.Смирнов просто вернулся к своей обычной жизни. Той самой, где еще несколько лет назад не находилось места Интернету. Больше года В.П.Смирнова в Сети снова нет. Зато  увидели свет его книги «Ночь в музее», «Эффект бабочки», «Не дождетесь!», «Рыболовные снасти своими руками», «С блесной и ружьем», переиздан бестселлер «Волшебная мормышка», выпущен каталог блесен СССР.

Тогда как-то присутствовал при разговоре Валерия Павловича Смирновым с его лучшим другом Сергеем Борисовичем Болгариным. Тем самым фигурантом нескольких книг В.П.Смирнова о рыбалке. Тот сказал: «Валерчик, ты написал уже дюжину книг о рыбалке. И ни одной об охоте». В.П.Смирнов ему: «Сереня, раз так, даю ответ. Накатаю про охоту не просто дюжину, а чертову дюжину книжек». «Про волков не забудь», – засмеялся тогда Сергей Борисович.

Описание: КОРОНФ 1С этой темой в свое время был грандиозный скандал. Известно, что В.П.Смирнов не дает интервью. Кроме тех, кому отказать не может. Таким вот образом, в чересчур популярной, из-за программы передач, «Теленеделе», в 2001 году появилась статья об экстремальной охоте на волков. Валерий Павлович потребовал, чтобы его имя в газету не попало. Зато, рассказывая об охоте, упомянул имя одного охотника. И у того охотника началась чересчур веселая семейная жизнь. Потому что его жена совсем не мечтала стать вдовой из-за пристрастия мужа к такому экстриму.

Дело завершилось тем, что упомянутый В.П.Смирновым охотник поклялся, что больше никогда не будет охотиться на хищников. И прыгать с парашютом тоже, хотя до юбилейного прыжка он был в трех шагах.

Описание: 66А В.П.Смирнов продолжал привычный образ жизни. В том числе, с собственноручно сделанным им кинжалом для волчьей охоты. Идет вперед по жизни, и не оглядывается. За последние пару лет он успел сделать столько, что иным целой жизни не хватит. Не о его новых книгах речь, не об очередных выигранных В.П.Смирновым турнирах. Речь о создании нескольких десятков принципиально новых рыболовных искусственных приманок, в том числе – 28 моделях не имеющих соразмерных аналогов микроколебалок. Их мечтали заполучить самые именитые ультралайтовики.

В прошлом году еженедельник «Слово» опубликовал огромную статью о рыболовных, охотничьих и писательских достижениях Валерия Павловича «Феномен одесской литературы и парадоксы Валерия Смирнова». «Слово» попало в самую точку, охарактеризовав В.П.Смирнова во всех ипостасях как волка-одиночку.

Только волчий хвост Валерий Павлович не пришил к своей шапке не по этой причине.

Описание: 2Описание: 1И не потому, что это для него – всего лишь эпизод охотничьей жизни. Вряд ли бы он запомнил такой трофей, если бы не тот скандал из-за статьи «Идет охота». Ведь еще в прошлом веке В.П.Смирнов стал единственным в Одессе обладателем Большой Пятерки. И остается таковым по сию пору.

А по какой именно причине, так в одной книжке уже сказано. Первой из той самой чертовой дюжины.

Понимаю, что наш журнал читают, в основном, рыбаки, а не охотники. Так что если вам интересны творческие достижения Валерия Павловича Смирнова в разработке уникальных искусственных приманок и методов ловли, идите в его Живой Журнал http://profe-12.livejournal.com/.

Там есть тэг «Рыбалка».

Под ним много такого, что вы больше нигде не прочтете.

Описание: ОБЛОЖКАЭто – основной критерий подхода В.П.Смирнова и к литературной деятельности. Он никогда не пишет на темы, которые освещают другие. Не то, что в книгах о рыбалке и охоте, но даже в детективных романах. Вот почему уже в нынешнем веке «Книжное обозрение» назвало В.П.Смирнова «белым вороном» среди известных писателей.

Что он лишний раз доказывает с помощью той самой чертовой дюжины. В том числе, рассказывая об известном лишь немногим охотникам-профессионалам «оружии последней надежды», пулевые патроны к которому В.П.Смирнов изготавливает сам. Равно, как и блесны, самодуры, дробовые патроны, торока и прочий рыболовно-охотничий инвентарь.

 

Николай ПРИМАЧЕНКО.

 

 

 

 

 



18 марта 2015 года
ЧЕРТОВА ДЮЖИНА ВАЛЕРИЯ СМИРНОВА

 

      Редко, но все же, случается, что новости литературного мира поступают к потребителю не из СМИ, не с книжных ярмарок и выставок, и не от людей, задействованных непосредственно в процессе производства беллетристики. Бывает, такого рода вести приносит на хвосте черно-белая птица, более известная, как сорока-белобока. Именно об этом подумал, когда невзначай узнал, что самый одесский из всех писателей, заслуженный, маститый и плодовитый Валерий Смирнов наконец-то в самом начале ушедшего года прервал несколько затянувшуюся полосу молчания.  Читатель получил сразу чертову дюжину новых книжек Валерия Павловича. Все они имеют прямое отношение к давнему и стойкому увлечению моего знакомого – охоте. Нет, это не та охота, когда кому-то «охота». Речь идет исключительно о живой беготне по полям, холмам, лесам, горам и болотам с оружием, выслеживании всегда хитрой, а иногда коварной и опасной дичи среди морошки, клюквы, сугробов. Чем, кстати, людская популяция занималась с давних пор, пуская в ход ружья, а задолго до того каменные глыбы, дубинки, копья, луки и стрелы. Правда, прежние трофеи в лице мастодонтов, саблезубых тигров не чета нынешним волкам, зайцам и рябчикам. Абсолютно новым направлением для творчества писателя Смирнова разработку «природно – охотничьей»» темы назвать не могу.

Помнится, с десяток лет тому назад увидела свет его симпатичная серия из шести книжек «Библиотечка рыболова». Те милые вещицы, исполненные полезных советов и поучительных примеров, понравились; лично мне пришлись по вкусу и хорошо запомнились «Сотворение чуда», Забытые истины» и «Неизвестная снасть».

А ведь до этого был еще двухтомник «Волшебная мормышка»; отпечатались в памяти и периодические выступления Валерия Смирнова в периодике, и появления в качестве доки по части рыбной ловли на телеканалах. Сегодня, все же, буду вести речь не только о рыбалке. В литературном плане для Валерия Павловича рыбная ловля, как ни крути, пройденный этап. Тем более, великие мира сего относили рыбалку к «мужицким» удовольствиям, в то время, как охота всегда являлась уделом аристократии, вплоть до королевских особ. Последних, правда, по жизни давно уже заменили политики, из числа не равнодушных к охоте. Мало кто не слышал, например, об охотничьих пристрастиях одиозного Мыкыты Хрущева, дорогого Леонида Ильича или героического коменданте Фиделя Кастро Рус. К тому же, пространно рассуждать о любительской рыбалке лично мне было бы не скромно. Прежде всего, в виду того, что самое крупное мое достижение в данной сфере выглядит смешно. Это, всего лишь, судак весом в пять килограммов, изловленный на феринку, скорее по недоразумению, нежели по умению. Случилось это лет двадцать тому назад на одном из лиманов под Одессой; сегодня на подобные подвиги я уже не способен.

Итак, целый ряд смирновских книг об охоте, которые, как по задумке издателей, увидели свет одновременно. Почему такой необычный порядок выпуска? Что побудило к печатанию шести книжек одновременно? Валерий Павлович как-то сетовал, что серию «Библиотечка рыболова», издатели выпускали последовательно, одну книгу за другой. Начали тогда с книжки «Неизвестная снасть». Но еще до того, как увидела свет вторая книжка, первую «слямзили и растащили по интернету». Нынче подобного точно удастся избежать. Ознакомившись с содержанием новых книг, объединенных уже не в «библиотечку», а, натурально, в целую «библиотеку», не удержался, набрал известный лишь нескольким людям телефонный номер и вскоре услышал знакомый голос.

В разговоре я в высшей степени аккуратно спросил Валерия Павловича о личных впечатлениях от его охоты на «большую пятерку». Он ответил мне на одесском языке, что повторить не коренному одесситу не по силам, а можно только слегка спародировать. Говорил «смачно, с понтом, таки да, не вчера завалил скаженного слона, не абы какой охотник, а не тухлый форшмак… Он не торчит давить понты, но на кого он только не охотился! Разве что на белых медведей, да и то, раз уж они занесены в Красную книгу…». В плане охотничьих табу хорошо понимаю Валерия Павловича. Красная книга это серьезно. Ведь никакой австрийский шапиро Блинд не докажет, что белый медведь, после выстрела Валеры, подобно рябчику из оперетты «Летучая мышь» умер исключительно от стресса или что африканский леопард издох в саване по собственной инициативе, как в одном из его художественных романов. Так вот, той самой пятеркой Валерий Павлович совсем не гордится. Он, подчеркивая, что это субъективное мнение, считает такую охоту, в основном, забавой понтовиков и неумеек. «Идет, пардон, охотник, а вокруг него толпа негров: несут многочисленные пожитки, разбивают лагерь, готовят жратву, выслеживают дичь и т.д. Охотника в обязательном порядке страхует белый гид с оружием солидного калибра. Большое дело бахнуть по буйволу с солидного расстояния, из винта с оптикой только слепой промажет. Пусть такой охотник собьет влет куропатку на расстоянии полсотни метров… За охотников-профи молчу, но запустите трофейщиков-любителей в одиночку не то, что в джунгли, а в отечественные лесные дебри, так почти все они там навсегда и останутся. Причем хищники здесь будут совсем не при делах».

Не предвижу однозначно восторженных отзывов все еще читающей публики насчет этой серии книг. Очевидно, что сегодня отношение к охоте в нашем социуме не является однозначным. По крайней мере, не ощущается недостатка в личностях, делающих на этой теме политическую карьеру, провозглашая приоритетом современности защиту природы вообще и «братьев наших меньших» в частности. Кое - кто из этих личностей, всегда готовых публично и усердно пролить горькую слезу по поводу «невинно убиенной» дичи, вернувшись к родным пенатам после тяжких повседневных трудов, не прочь отбросить ханжество и с аппетитом вкусить тарелочку бульончика из курочки. Или навернуть сальца, умять пяток говяжьих коклеток, которые еще недавно безмятежно паслись на превосходных лугах региона.

Под Новый Год или Рождество некоторые защитники животных, наверняка, не побрезгуют индейкой, «гусиком» с яблоками или нежным поросеночком под хреном или майонезом. И любители салями, на худой конец кровяной колбаски, и, о кощунство, колбаски охотничьей, наверняка не являются редкостью в когорте даже самых известных «зеленых». А что сказать о живьем поедаемых разнесчастных устрицах, кое действо без малого двести лет тому назад с жестокой откровенностью воспето гениальным Александром Пушкиным? О селедочке под шубой или красной икорке из консервной баночки, я даже не говорю. Нет, к вегетарианству никого не призываю. Позволю себе только напомнить, что человек - существо не только «биосоциальное», как утверждала в прошлом веке одна из общественных наук, но еще и плотоядное. И с этим, увы, ничего не поделать.

Здесь же, думаю, уместно вспомнить о том, что среди охотников было немало и великих гуманистов, и знатоков природы, перечень фамилий которых занял бы слишком много места. А писатели – инженеры человеческих душ? Те же француз Александр Дюма (отец), американец Хэмингуэй и австралийский англичанин Джеймс Олдридж… А куда прикажите девать наших – Аксакова, Некрасова или Тургенева? Словом, охотились все, даже барон Мюнхгаузен и индейцы Северной Америки в лице Чингачгука «сотоварищи». В этой связи можно взглянуть и на другую сторону медали. Скажем, на то, как поставлено охотничье дело в странах, которые принято считать цивилизованными и которые с не очень давних пор служат для многих из нас ориентиром. Или на то, что многим «ноу хау» современной цивилизации, начиная с примитивного бумеранга, мы обязаны прежде всего охоте. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Что же касается Валерия Павловича, то по части его взаимоотношений с животными гарантирую: у него здесь все в порядке. Сколько помню, в его обители, в просторной квартире на Молдаванке проживали и охотничий пес-умница Яр, и представители семейства кошачьих, и попугай, и даже декоративные кролики. Взаимопонимание Валеры с животными иной раз, казалось, зашкаливало. Тот же четвероногий охотник Яр, как виделось, сознательно участвовал в некоторых шутках и приколах Валеры. Вроде громкого лая в ответ на реплику хозяина о том, что очередной гость явился в квартиру не повидать Валеру, а нагло слопать корм в миске Яра. Не уверен, но наверняка в далеком детстве Валерий Павлович в своей прежней квартире на Княжеской держал и птичек в вольере, и рыбок в аквариуме. В наше время условия содержания своего зверья Валерий создал не хуже, чем практикуют делавары в белых халатах для состоятельных отдыхающих в санаториях типа «Лермонтовский». Домашние питомцы, кстати, неизменно отвечают ему привязанностью. В том числе, сменившие дожидающихся Валеру в Краю Вечной Охоты Рогдая, Неро, Яра, псы Шерхан и Арчи.

Что же касается беспокойства за судьбы животных диких, то могу заверить, что Валерий Павлович – охотник вполне законопослушный. И к избиению колотушками морских котиков на крайнем севере, уничтожению пулярок на территории Франции или отстрелу увесистых дроф в херсонских степях, которые еще, якобы, там сохранились, ведущий одесский писатель отношения не имеет. Равно как сурово осуждает истребление на улицах Одессы бездомных четвероногих. Готов подтвердить это где угодно и когда угодно. Более того, буквально за несколько минут Смирнов убедительно доказал мне: если бы не охотники, в наших пенатах дичи бы просто не осталось.

Вернусь к делам издательским. Если предчувствия не обманывают, то вскоре одесский читатель получит еще нечто любопытное. Правда от грядущего продолжения серии книжек я не ожидаю грандиозных сенсаций, вроде возрождения поэтических мотивов в духе американца Генри Лонгфелло, или детального освещения жизни и психологии диких животных, как у канадца Эрнеста Сетона-Томпсона. Быть может, не найду в новых книжках Валеры и того градуса влюбленности в родную природу, которая присуща отечественному классику Сергею Аксакову. Ну и что из того? Лонгфелло – это Лонгфелло, а Смирнов это – Смирнов.

В то же время не сомневаюсь: дух творчества лучших писателей-анималистов прошлого определенно проявится и в новых трудах Смирнова. Говоря образно, свой охотничий патрон, отнюдь не Штуцера, писатель снарядил не сотней бекасиных опереточных дробинок, а всего шестью дробинами, можно сказать, картечью. Не сомневаюсь в меткости его очередного литературного выстрела. Как и в том, что в новых книгах «Библиотеки охотника» прозвучат и полезные рекомендации, и поучительные истории из практики опытного следопыта, которые можно будет почитать на досуге, что называется, для удовольствия. Возможно, как в предыдущей книжной серии там найдутся рекомендации по безопасности, чтобы в каком-нибудь офисе не стало вместо девяти сотрудников десять «с дробью». А вот автор этих строк будет рад узнать мнение Валерия Павловича о том, что такое охота в понимании Смирнова вообще. Очевидно, что это не развлечение и забава, и, не спорт. Тем более, – не добывание хлеба насущного. Думаю, что охота для писателя – скорее философия или часть образа жизни. Короче, надеюсь узнать ответ из его книг.

Возможно, с некоторыми предположениями тороплюсь – прогнозы дело не далеко не всегда благодарное. Писатель Смирнов, как известно, умеет крепко удивить, в том числе вещами, исполненными совсем в разных ключах. Хотя, до иных людей, считающих себя литературными критиками, понимание значимости сделанного Валерой в литературе доходит, примерно, как до взрослого жирафа в той же саване. Но дело, конечно, не в критиках. Главное, прежде всего в том, что у Валеры снова появилось желание. Желание создавать книги вместо того, чтобы убивать свободное время в интернете. Охота, (в смысле – желание – В.К.), о которой говорят, что она пуще неволи, иногда дает весомый результат. Даже превосходящий ожидания.

 

Валентин КОНСТАНТИНОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Страницы: [1][2][3][4]